Четверг, Октябрь 21, 2021
Главная > Одесса > История > Конки, кучеры и «Ванька головатый»: как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским

Конки, кучеры и «Ванька головатый»: как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским

Вместо всем понятного слова «вагоновожатый» в дореволюционный период бытовало другое, пришедшее из-за рубежа слово — «ватман» (ватт — единица электрической мощности, манн — человек). Ему и обязан своим наименованием переулок у городского трамвайного депо — Ватманский. Журналист 048.ua узнавал, какое прошлое городского транспорта старой Одессы скрывается за названием переулка.  

Пуску трамвая здесь предшествовала тридцатилетняя — смешная и печальная — история развития городского транспорта.

К 80-м годам позапрошлого века значительно разрослась территория города, а его население достигло почти четверти миллиона жителей. Но основными средствами сообщения по-прежнему являлись дрожки и линейки, они не могли обеспечить перевозку возросшего числа пассажиров. Тогда предприимчивые бельгийские дельцы предложили построить конно-железную дорогу. Дума согласилась.

Так в Одессе появилась конка. Ее сеть постепенно расширялась. На отдельных линиях (Куликово поле — Херсонский спуск, Куликово поле — Большой Фонтан и других) вместо конной тяги стали применять «паровички». Это были небольшие паровозики с неуклюжей, непомерно широкой вверху трубой, за что их в Одессе называли «Ванька головатый». В качестве топлива применялись специальные брикеты из угольной пыли. Длинный шлейф черного, густого дыма тянулся за «Ванькой головатым», сажа садилась на одежду и лица пассажиров и прохожих.

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским, фото-1

Кстати, как пямять об этих паровиках остались на Фонтанской и Люстдорфской дорогах названия остановок — «станции».

«Царем и богом» городского транспорта по тем временам являлся Эрнест Камбье — директор Одесского агентства бельгийской компании.

«Пленительная конка Камбье миллионы все несла, Ему одесская сторонка второю родиной была», — так характеризовали его местные газеты.

Кучера и кондуктора конки подвергались жесточайшей эксплуатации. Им приходилось работать от зари до зари за мизерную плату. Это был поистине рабский труд. Недаром кучеров и кондукторов называли «белыми неграми».

Жестоко подавлялись протесты рабочих конки против непосильного труда. Во время забастовки 15 июля 1903 года, когда администрация с помощью казаков пыталась пустить поезд на Б. Фонтан, забастовщики легли на рельсы и остановили «паровик».

Лишь в 1910 году в Одессе появился трамвай.

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским, фото-2

Таким образом на смену лошади пришёл электромотор, а кучера заменили водителями, кондукторами — ватманами. Интересно, что такое же название бытовало и в Бельгии. Возможно, что именно от бельгийцев, которые строили трамвай, одесситы и заимствовали это слово. По другой версии, слово «ватман» произошло от английского Watchman (часовой, сторож): вожатый трамвая действительно должен быть внимательным, подобно часовому либо сторожу, да и работал он в прошлом стоя, без сидения. Этому слову и обязан своим названием переулок возле депо № 1 — Ватманский.

Конки, кучеры и "Ванька головатый": как переулок у трамвайного депо в Одессе стал Ватманским, фото-3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *